Айки
Мы знаем, что человеческое общество построено на основе этих уз (любви и дружбы), но мы должны признать тот факт, что эти узы стали слишком ограниченными, чтобы вместить все, что они должны вмещать. Они предотвращают агрессию только между теми, кто знает друг друга и является друзьями, в то время как должна быть остановлена вражда между всеми людьми всех наций или идеологий. Очевидный вывод заключается в том, что любовь и дружба должны объять все человечество, что мы должны любить всех наших человеческих братьев, не делая никаких различий.
В романе Харпер Ли “Убить пересмешника”, Аттикус говорит своим детям, что никогда на самом деле не узнаешь кого-нибудь до тех пор, пока “не походишь в его шкуре” некоторое время. Он никогда не ограничивал это заявление, говоря: “Вы должны ходить в шкурах только хороших людей”. Он имел в виду всех.
В популярном стихотворении коренных американцев говорится примерно то же самое: “ты не сможешь меня узнать до тех пор, пока не пройдешь милю в моих мокасинах”. Это утверждение было кант-ри-и-вестернизировано в песне под названием “Пройди милю в моих башмаках”.
В самой своей простой форме, это и есть сущность Айки, шестой и, на наш взгляд, самой мощной ответной реакции на конфликт. Она также самая сложная для постижения.
Безусловно, намного легче прошагать милю в симпатичной удобной паре легких кожаных туфель, чем в ботфортах. Легче и намного приятнее понять мирного, гуманного парня, чем гармонизировать с хулиганами, невротиками и неуравновешенными типами этого мира. Но один из лучших способов выжить —и “победить” — с неприятными людьми, —это делать именно так. Плывите вместе сними. Гармонизируйте.
“Вы имеете в виду, что хотите, чтобы я присоединился к негодяям?”
В очень специфическом смысле — да. Это не означает, что вас попросят присоединиться к грабителю и помочь ему ограбить самого же себя или в свободное время самому стать грабителем. Позже вы увидите, насколько это отличается от “Если не можешь побить их, присоединяйся к ним”.
Существует старое японское выражение: “Будь водой, а не скалой”. Это тоже сущность Айки. Нарисуйте поток, текущий меж своих берегов. Большой темный валун стоит прямо посредине потока. Это то, как большинство из нас обходится с жизнью и ее конфликтами. Мы подобны этому большому темному валуну. Словно король Канут, мы простираем руки и кричим воде, чтобы она остановилась. Но вода продолжает пениться и течь дальше, отскакивая от нас, струясь вокруг и поверх нас. Вода имеет направление и гибкость. Эпоха проходит за эпохой, и валун стачивается, до тех пор, пока на полпути через вечность он не становится галькой.
И это то, что иногда происходит с нами, не правда ли? Конфликты, драки, скандалы, несогласия, оскорбления — полный катехизис стресса и мучительной боли. К тому времени, как мы добираемся домой, мы становимся галькой. Мы проклинаем самих себя, мы съеживаемся и немного умираем.
Но что бы произошло, если бы этот валун смог повернуться? В самом худшем случае у него был бы шанс прожить дольше. В момент, когда вода ударяет в него, валун бы поворачивался в том направлении, в котором его толкают. (Не начинайте волноваться по поводу того, что трение, возникающее в основании валуна, все равно будет способствовать его изнашиванию; это всего лишь метафора.) Если бы камень смог повернуться под воздействием воды, по-прежнему оставаясь на своем месте, то он бы ничего не потерял; вода бы просто прошла мимо.