Техника самозащиты по школе «чой»



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира



Введение


В настоящее время как в нашей стране, так и за рубе­жом, значительное распространение получили различные виды восточных единоборств Это тайквон-до, карате, кунг­фу, айкидо, бодзю-цу, джиу-джитсу и т. д Мудрость и опыт многих поколений людей способствовали появлению разно образных видов борьбы, воплощающих в себе методики воспитания в человеке гармоничной личности. Не вдаваясь в исторические подробности возникновения той или иной системы единоборств, что само по себе может быть само­стоятельным исследованием, можно предположить, что большинство этих видов борьбы и самозащиты, при кажу­щемся различии мемду ними, имеют единые принципы и закономерности построения методик и приемов, а общим корнем этого культурного наследия народов стран дальне­восточного региона является система, получившая в послед нее время название УШУ — искусство воина

Одним из таких принципов, который положен в основу практически всех настоящих школ и направлений, их мето­дик психической и физической саморегуляции, является принцип «недеяния» (у-вей, у-ши), то есть ненарушение за­кона естественности. По мнению специалистов философов, «недеяние» — это есть естественная и спонтанная реализа­ция своей «истинной природы, где освобождение от стра­стей является непременным условием психической и физи­ческой саморегуляции человека».

Древние мастера рукопашного боя считали, что человек с необузданными страстями, грубый, жестокий, хитрый и агрессивный, втянутый в круговорот деятельности, из ко­торой он стремится извлечь только собственную выгоду, является главной причиной бед как самого человека, так и окружающих его людей. В результате негативного, раз­рушительного, по своему внутреннему смыслу, поведения подобного человека возникает нарушение равновесия и про­тивопоставление его внутреннего мира (микрокосмоса) объективной реальности (т. е. всему внешнему миру, макро­космосу).

В соответствии с подобными философскими концепция­ми тысячелетней практикой были выработаны методики и приемы воспитания и самосовершенствования, позволяю­щие одновременно культивировать положительные качест­ва и отстаивать их в случае нападения. Так, например, в физической практике самосовершенствования всех настоя­щих школ ушу этот принцип нашел свое отражение в так­тике и стратегии использования силы самого агрессора в целях самообороны. В зависимости от силы, мощи, скоро­сти нападающего мастерами ушу были разработаны фи­лигранные приемы самозащиты, дающие колоссальное преимущество относительно слабому человеку в обуздании сильного.

Кроме того, построение подобных приемов самозащиты преследовало цели не только нейтрализации агрессивности нападающего, но и воспитательные, так как приемы могут завершаться, как правило, «замыканием» агрессивной силы на организм атакующего человека.

Уместно отметить и качества характера, которые воспи­тывались наставниками в учениках посредством определен­ных методик, впоследствии оформившиеся в так называемые добродетели воина. Хорошо понимая, что взаимоотношения человека с окружающим его миром и, в частности, с общест­вом, являются главной точкой приложения полученных зна­ний, мастера .древности обозначили и расставили эти до­бродетели в определенной последовательности: прямота, нежность, бесстрастие и грациозность воина. Психотренинг ученика происходил таким образом, чтобы ни одна из этих добродетелей не опережала другие по мере их освоения в значительном объеме. Так, например, при определенной сте­пени освоения упражнений на добродетель «нежность воина» вводятся упражнения, включающие воспитание его «прямо­ты», которые в сочетании с предыдущими позволяют куль­тивировать и укреплять добродетель «бесстрастие» и т. д. Что же это за упражнения?

Попытаемся перечислить некоторые из них: умение твердо и непоколебимо стоять, правильно реагировать под градом осыпающих, но касающихся Вас в незначительной мере ударов и не сводить своего взора с глаз партнера — само по себе характеризует воспитание воли, что в конечном итоге близко к характеристике добродетели «прямота вои­на». В то же время перемещение в определенных позициях по определенным траекториям с партнером на плечах культивирует добродетель «нежность воина». В этом случае задача заключается в слиянии движений верхнего партне­ра с движениями стоящего внизу. Тестом развития чувство­вания партнера в этом случае являются более сложные -движения с закрытыми глазами. Не останавливаясь на практике подобных методик, можно лишь отметить, что они имеют сложный характер и число упражнений на каждую из добродетелей не превышает семи.

Особое место в школах восточных единоборств занимает также принцип «всеобщего космического порядка». В нем утверждается, что человек, постигая свою истинную при­роду, которая тождественна истинной сущности каждой вещи, каждого явления, одновременно отождествляется и сливается с миром окружающей природы, образуя с ней неразрывное и гармоничное единство. Зашифровывая опре­деленные знания, во избежание их негативного использова­ния, мастера зачастую не только обозначали явления окру­жающего мира символикой (квадрат — земля, круг — небо и т. д.), но и придавали ей вполне практическое значение. Так, например, перемещаясь по определенной траектории (траектория зеркального отображения) вокруг противника, можно легко добиться его самостоятельного падения, а иногда и потери сознания.

Хорошо осознавая опасность, которую могут представлять для окружающих люди, овладевшие этим искусством, наставники особое внимание уделяли воспитанию морально-этических качеств учеников, прямиком выходящих из до­бродетелей воина. Для проверки приобретения этих качеств существует ряд тестов, выявляющих внутренние барьеры (например, барьер — стремление ученика к показательным выступлениям, его самоутверждение и стремление показы­вать приемы даже там, где в этом нет необходимости, воз­вышение своей личности над окружающими и т. д.) С дру­гой стороны, честность, внимательность к окружающим и желание бескорыстно прийги на помощь другим, даже с риском для собственной жизни, говорит о его готовности постигать знания. То есть человек, в результате обучения привыкший прямо и бесстрастно смотреть опасности в лицо, в то же время умеющий мгновенно оценивать обстановку, на подсознательном уровне находить приемлемое решение проблем (нежность, грациозность), а также владеющий со­бой -в сложной ситуации (техника перемещений, способ­ность к дипломатии), может уже олицетворять собой гар­монично развитую личность, способную решать жизненные проблемы.

Поэтому основным корнем морально-этических норм воспитания совершенного человека древние мастера счита­ли интенсивное и регулярное самосовершенствование. В трактате «Дао-де-дзин» говорится: «Знающий людей — мудр, познающий себя — просветленный человек, побеж­дающий людей — имеет силу, победивший себя — могу­ществен».

Одной из первых задач почти всех методологий само­совершенствования различных школ является воспитание психики занимающегося, поскольку успех любого дела во многом определяется психическим состоянием человека. Достигая максимальной отрешенности от своих страстей, сосредотачиваясь на покое и бесстрастности, мастера руко­пашного боя путем усиленных тренировок, доводили свою психику до полного отчуждения от себя ее активного потока. Мастер становился по отношению к себе как бы в позицию стороннего наблюдателя, результатом чего являлось приоб­ретение непосредственности реакции и свежести восприятия, свойственных детям. В условиях самозащиты подобное со­стояние психики позволяет отметить наиболее опасные аспекты и мгновенно оценить их, что сопряжено с развитием внутреннего интуитивного взора.

Таким образом, человек, активно занимаясь различными видами борьбы, используя эти занятия как очень эффек­тивное средство тестирования своего морально-этического и психического состояния, в определенной степени может со­здавать благоприятные условия для тренировки спокой­ствия, уравновешенности и способности наиболее справед ливо разрешать сложные проблемы, выдвигаемые жизнью.

Так, например, занятия, впрямую связанные с культи вированием приемов самозащиты, первоначально возбуж­дают многочисленные эмоции, по отношению к которым практикуется бесстрастность. В то же время они требуют активных действий, в которых практикуется принцип «не­деяния», т. е. способность уравновешивания агрессивной силы нападающего и ее использование. С другой стороны, происходит воспитание определенных морально-этических качеств, позволяющих гармонично увязывать свои поступки с явлениями окружающего мира.

В даосском трактате «Ле-цзы» имеется изречение: «На­чинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном итоге получаю судьбу». Таков древний путь ушу — путь бойца, воина.

Предлагаемая читателю книга посвящена различным способам самозащиты от одного или нескольких нападаю­щих. Самозащита предполагает деятельность, оборонитель­ную по характеру, однако с применением определенных ви­дов ударов и болевых приемов. В книге широко отражены тактические действия обороняющегося, техника перемеще­ний и использование силы нападающего человека.

Эффективность представленных приемов самозащиты заключается в том, что использование предложенной тех­ники уходов и приемов максимально сглаживает разницу между массой, ростом, полом и физической силой защи­щающегося и нападающего.

Авторы стремились доходчиво представить аргументи­рованную систематизацию приемов самозащиты на основе практики одной из древних школ ушу — школы Змеи и Птицы (школа «ЧОИ»).