Айкидо

Центрирование


Все дело в равновесии. Наша обычная речь изобилует словами и концепциями равновесия. На фасадах наших судов мы видим римских или греческих женщин в прозрачных одеяниях с повязками на глазах, постоянно держащих весы, чтобы показать нам, что правосудие беспристрастно и справедливо. Жизни заключенных-убийц и серьезно больных пациентов “лежат на чашах весов”. Один из наших прежних президентов как-то сказал (прямо перед тем, как сделать официальное заявление), что “после подведения баланса”, похоже, налоги возрастут. Мы восхищаемся невероятным чувством равновесия, которое Филипп Пети сохранял, прогуливаясь по проводам, натянутым между башнями Мирового Торгового центра. Футбольные комментаторы говорят о “сбалансированном нападении”, о “неуравновешенной линии” и об уравновешенности, необходимой игрокам внутренней линии. Звезды балета зачаровывают аудиторию, балансируя на одном пальце ноги и бесконечно кружась. Наши олимпийские команды по гимнастике даже соревнуются на бревнах а-ля Робин Гуд / Маленький Джон, называются они “брус равновесия”.

Наше понимание слова “равновесие” простирается за пределы того, что мы иногда называем чисто физическим. Кто-то, кто сошел с ума, может быть назван “неуравновешенным”. Политики призывают к “взвешенному подходу”. Когда нас застают врасплох и — обычно — побеждают, мы говорим “я потерял равновесие”.

Странно то, что никто никогда не учил нас тому, что физическое и эмоциональное или духовное равновесие неразрывно связаны. Мы спустились с философских вершин, свято веря, что материя и сознание, тело и дух являются отдельными сущностями. Мы воспринимаем самих себя разделенными на две самостоятельные части, каждая из которых обвиняет другую во всех неудачах. “Я не был сосредоточен, мое сознание где-то витало, и я споткнулся”. “Я попытался найти ответ, но у меня так болела голова, что я не мог думать”.

Почему?

Почему мы должны снова собраться и обрести центр, снова стать уравновешенными? Очень просто: да потому, что равновесие — это ключ к использованию любой из возможностей, рассмотренных в этой книге. Оказывать Отпор, Уходить, вступать в Переговоры, Ничего Не Делать или Обманывать, находясь в неуравновешенном состоянии, также гибельно, как выступить против ассирийских полчищ, вооружившись лишь зубочисткой. И что еще более важно: как мы можем принять какое-то решение относительно природы конкретного конфликта и соответствующей ей ответной реакции, когда мы неуравновешенны? На протяжении предыдущей главы мы постоянно говорили вам, что ваш выбор должен быть как можно более объективным и рациональным. Чтобы сделать это, вы должны быть уравновешенны.