унки, возникающие на полосе при раскаливании
Рисунки, возникающие на
полосе при раскаливании
тонкий. Таким образом, задняя и центральная
части меча не накаляются так сильно, как кромка, когда заготовку помещают в
огонь. Поэтому-то кромка и становится тверже.
Но даже участок около кромки выкладывается
глиной не равномерно. Вот что говорит Ёсихара:
«Затем, в слое только что наложенной
глины Ёсиндо делает кончиком шпателя узкие полоски перпендикулярно кромке меча
или под углом к ней. Эти полоски являются крошечными перегородками и создают
аси, маленькие каналы, по которым мягкая сталь проникает в твердую сталь кромки.
Подобные "зубья" помогают предотвратить разрушение лезвия. Если кромка начнет
крошиться, аси остановит этот процесс».
Получающаяся таким образом неравномерность
твердости стали делает возможным и создание декоративного рисунка — одной из
ярких отличительных черт японского меча. Так называемый «хамон», узор самых
разных форм и оттенков, идет от рукояти к самому кончику лезвия. В некоторых
школах меча лезвие специально расширялось для создания большего «полотна» для
художественного украшения; другие же мастера, наоборот, спокойно и даже
несколько пренебрежительно относились к подобным артистическим изыскам, ведь
узор никак не влиял на боевые характеристики меча.
Затем идет еще один очень важный этап.
Особенность его в том, что в данном случае инструменты бессильны, и результат
целиком зависит от знаний и опыта мастера.
«Глина, покрывающая лезвие, тщательно
высушивается, и в кузнице гасится свет. Кузнец помещает облепленный глиной меч в
печь. Металл раскаляется докрасна. Только по его цвету мастер определяет, что
нужная температура достигнута, и тогда он достает меч из огня и опускает на
короткое время в кадку с водой. Это самый решающий этап во всем процессе
создания меча, требующий от мастера высочайшего технического умения и в
буквальном смысле физического и духовного единения со своим
творением».
Содержание раздела