Обнажение меча из положения «сидя»
Обнажение меча из положения
«сидя»
«Поединок закончился почти мгновенно.
Молодой воин слегка наклонился вперед, мечи сверкнули на солнце и... Отиаи лежал
на спине, а у его плеча стоял Бокудэн со своим великолепным мечом... Не могло
быть сомнений, что он рассек Отиаи надвое одним ударом» (Сугавара).
Кажущаяся беспечность Бокудэна
свидетельствовала как раз об обратном: о высокой технике фехтования вкупе с
тактическим мастерством. За то долгое время, пока различные фехтовальщики и их
последователи (школы, рю) развивали и совершенствовали свои особые методы,
появилось огромное множество разнообразных типов ударов. Так, в одном списке
упоминаются следующие: «Японским мечом можно нанести шестнадцать ударов, и
каждый из них имеет свое имя, например: "удар в четыре стороны", "чистильщик",
"круговой удар", "укол острием", "разрубающий туловище", "раскалывающий грушу",
"удар грома", "косой удар" и так далее» (Бринкли).
По всей видимости, большинство из
вышеперечисленных ударов предназначено для применения в классическом поединке —
дуэли один на один. Но что делать, если на тебя напали неожиданно или если
атакующих много? Вспомним, что еще в ранний период и всадники, и пешие воины
стали носить меч лезвием не вниз, а вверх. Мы говорили, что когда меч находится
в таком положении, нет необходимости вытаскивать его, поднимать над головой и уж
затем наносить атакующий или оборонительный удар. Эффективным становится уже
само движение до-ставания меча.
Техника доставания меча с одновременным
нанесением удара непрерывно совершенствовалась и со временем превратилась в
главный элемент мастерства фехтования в целом, получив название иаидзюцу.
Преимущества такого рода техники будут очевидны, если учесть, что в те времена
во многих японских домах «стенами» между комнатами служили тонкие раздвижные
ширмы (сёдзи), сделанные из бумаги, которые можно было легко сломать
рукой или проткнуть мечом. Техника иаидзюцу позволяла нанести удар из любого
положения, сидячего или стоячего, вне зависимости от того, успел человек
приготовится к бою или нет. Естественно, что подобную технику он мог применить
почти всегда. Пока нападавший готовился к удару, подвергшийся атаке имел
возможность уклониться и одновременно достать свой меч направленным вовне
или вверх ударом, напоминающим удар хлыстом, и
тем самым если не убить, то обескуражить противника. Если же на улице самурая
внезапно атаковали несколько врагов, то первым «достающим» ударом он выводил из
строя ближайшего к нему противника, а затем уже расправлялся с
остальными.
Вот одно из упражнений на совершенствование
техники иаидзюцу:
«По команде воин, сидевший на корточках
на середине циновки (часто у него были завязаны глаза), вскакивал и одним
движением доставал из ножен меч и наносил удары, по четырем или более "мишеням",
закрепленным на шестах по краям циновки. После чего, не прерывая единого
движения, он убирал меч и вновь садился на корточки. Время, затраченное им на
все эти действия, засекалось и в ходе тщательных и долгих тренировок уменьшалось
до долей секунды» (Ратти и Вэстбрук).
Этот метод тренировки ставил своей целью
соединить оценку ситуации и нанесение удара в один молниеобраз-ный рывок. В технике иаидзюцу явно просматривается
желание максимизировать два самых важных элемента в искусстве владения мечом (да
и руками тоже): скорость и плавность движений. Что касается скорости, то для
достижения высокого мастерства в фехтовании абсолютно необходимо уметь правильно
выбирать время для нанесения удара. Многие истории о знаменитых поединках
свидетельствуют: острое чувство момента, когда надо атаковать или
контратаковать, является решающим. Это чувство можно скрыть, прикинувшись
рассеянным или неподготовленным (как Бокудэн); оно позволит нанести контрвыпад
спустя мгновение после того, как противник напал; наконец, оно даст возможность
по блеску глаз, по дрогнувшему мускулу, по изменению выражения лица или
положения тела уловить намерения врага. Как мы увидим в описании знаменитого
поединка между Мусаси и Ганрю, выбор времени для нападения и доли сантиметра
решают вопрос жизни и смерти.
Содержание раздела