Начало эпохи самураев
"НАЧАЛО ЭПОХИ САМУРАЕВ"
Хэйанская эра, отмеченная относительным
спокойствием и высоким уровнем буддийской культуры, длилась около трех столетий
(900-1200). Конец ей положил приход к власти военных кланов, которые в течение
последующих четырехсот лет поочередно оспаривали власть друг у друга, пока в
1600 году, с установлением режима Току-гава, в Японии не воцарились на
последующие 250 лет мир, спокойствие и единство. Поэтому неудивительно, что
влияние воина на жизнь страны, на ее культуру и ценности оказалось столь
значительным, тем более, что в период Токугава страна была практически
изолирована от иностранного влияния.
Крушение эпохи Хэйан ускорила борьба между
кланами Хэйкэ (Тайра) и Гэндзи (Минамото). Оба они соперничали за власть и
влияние при дворе Киото. Хэйкэ одержали верх и выдали дочерей из своего клана
замуж за членов императорской семьи. Практически все лидеры клана Гэндзи были
казнены. Спастись от мечей Хэйкэ смогли только двое мальчиков, бежавших на
северо-восток. Однако, если у клана остается наследник, это означает, что
вассалы сохранят свою верность. Двое малолетних Гэндзи, Ёритомо и Ёсицунэ,
остались в живых, и данное обстоятельство оказалось впоследствии
решающим.
Когда старший из них, Ёритомо, повзрослел,
он сумел собрать вокруг себя родственников Гэндзи, преданных вассалов и кланы
«грубых варваров» северо-восточных провинций, всегда державшихся обособленно от
изнеженной аристократии Киото и ненавидевших ее. Они были готовы присоединиться
к Ёритомо для того, чтобы покончить с ней, а заодно и с диктатурой Хэйкэ. Так
началась борьба на уничтожение, которая вылилась в конечном счете в войну Гэнпэй
(Гэндзи—Хэйкэ). Хэйкэ потерпели в ней сокрушительное поражение и были уничтожены
как клан, а в 1192 году император провозгласил Ёритомо сёгуном, «полководцем,
подавляющим варваров».
Прежде чем перейти к описанию взимотношений
императора и сёгуна, необходимо внести одну историческую поправку. Длительное противостояние Гэндзи и Хэйкэ
не было лишь борьбой между двумя могущественными и стремившимися к власти
кланами. Вот что говорит Сан-сом:
«Весьма удобно описывать события тех
лет, что последовали за неудавшимся мятежом Хогэн в 1156 году, в свете конфликта
между двумя великими домами. Однако не следует полагать, что они только этим и
исчерпывались. В течение второй половины, двенадцатого столетия власть
постепенно переходила от двора и знати к народившемуся классу землевладельцев,
которые жили в провинции и стремились к захвату новых владений и установлению
контроля над армией. Два клана находились по разные стороны баррикад, как того и
требовал устав преданности господину, но по сути интересы их были одинаковыми,
сумей они договориться и поделить предполагаемые дивиденды».
Победа клана Гэндзи (Минамото) и его
сторонников просто окончательно узаконила процесс, который шел уже в течение
многих лет: центральное правительство постепенно теряло контроль над страной.
Чтобы стимулировать экспансию на север и восток, сопровождавшуюся вытеснением
айну, и увеличить производство зерна, власти обещали завоевателям освобождение
колонизованных земель от налогов. Да и на уже давно обжитых землях они также шли
на уступки. Тем временем кланы землевладельцев, удаленные от столицы, все меньше
горели желанием платить правительству Киото налоги на содержание живущих в
праздности ленивых аристократов, даже если некоторые из них и приходились им
кровными родственниками. Кроме того, центральные власти уже не имели достаточно
войск, чтобы поддерживать порядок в провинциях и собирать там налоги. Они все
больше зависели от воинов местных кланов. Так продолжалось в течение двух
столетий или около того: контроль за армией и местными ресурсами утекал из рук
правительства в провинцию. Триумф клана Гэндзи и его союзников лишь подтвердил данное положение вещей и ускорил процесс
перехода власти.
Признание этой военно-политической ситуации
нашло отражение в новой форме государственного устройства _ император назначил
Ёритомо сёгуном. С данным назначением начался этап удивительных взаимоотношений
между троном и сёгунатом, которые оставались одной из основных черт политической
системы страны на протяжении почти семи столетий.
Когда одна сторона набиралась могущества и
влияния, другая временно отступала, хотя в целом доминировал всегда сёгунат, за
исключением немногочисленных и спорадических попыток отдельных императоров
вернуть себе политическую власть. Случались за долгие века этого странного
спектакля и такие периоды, когда и император, и сёгун бессильной хваткой
цеплялись друг за друга, а реально страной управляли регенты какого-нибудь
военного клана, что еще больше запутывало политическую обстановку.
И все-таки каждый участник представления
нуждался в другом. Как мы помним, символической силой, связывавшей японские
кланы в единую нацию, был миф о том, что японцы — народ божественного
происхождения, а управляет ими уполномоченный на то богами император. Крушение
мифа об императорском царствовании поставило бы под угрозу надежду на
окончательное политическое объединение страны и подвергло бы сомнению
легитимность веками освященных институтов власти. Поэтому сёгуны искали
императорского благословения на пост «полководца» для того, чтобы подтвердить
обоснованность своих претензий на поддержание хотя бы видимости порядка, а
бесправные в политическом отношении императоры вынуждены были волей-неволей
даровать подобные благословения.
Взаимоотношения императора и сёгуна имели и
еще одну отличительную черту — поначалу сёгунское управление осуществлялось из
удаленного от двора региона. Ёритомо сделал своей ставкой Камакура, что в
нескольких днях пути на северо-восток от Киото. Отсюда он мог контролировать ситуацию в столице и стране, не утруж-§ря
себя придворными интригами и необходимостью приудерживаться дворцового этикета и
моды. В конце концов, Простые манеры и одежда воина были до сих пор главной
составляющей его образа жизни. Почему он должен отказываться от них? Он и его
помощники чувствовали себя уютнее в Камакура. А новый порядок однозначно
свидетельствовал: помпезная и пышная жизнь является уделом двора, а реальная
власть находится в Камакура, в руках сёгуна. После смерти Ёритомо номинально
управляли его ротомки, но власть уже от его неумелых сыновей перешла К регентам
Ходзё. Последние, тем не менее, продолжали придерживаться политики
отстраненности от двора. Лишь в 1336 году (спустя 140 лет после назначения
Ёритомо сёгуном) наследовавший Минамото сёгунат Асикага перенес свою ставку в
Киото. Но и там сёгуны продолжали играть ведущую роль.
ЯПОНСКИЙ ВОИН
Содержание раздела