Боевые искусства индонезии и малайзии
Индонезийские боевые искусства носят обобщающее название “пенчак-силат” (“поединок молний”). Как и большинство других систем единоборств, они делятся на два больших раздела — бой голыми руками и бой с применением оружия.
В основе всех стилей пенчак-силата, которых существует более пятидесяти, лежат боевые приемы различных племен и народов Индонезии. Первый систематизированный стиль, сэтья-хати-терате, был создан в 1903 году пендекаром (мастером-наставником) Соэро-дивирджо, который свел в единую систему разрозненные боевые приемы жителей острова Ява. По сравнению с другими стилями пенчак-силата, сэтья-хати-терате имеет ярко выраженное национальное происхождение, в то время как на создание последующих стилей оказали большое влияние китайские и японские боевые искусства.
В сэтья-хати-терате разработаны три основных способа ведения боя голыми руками: техника кобры, техника удава и техника тигра. Техника кобры заключается в том, что боец описывает круги вокруг противника, внезапно атакуя его сериями из двух-трех ударов ногами и руками в пах или по ноге, в глаза либо в горло, по другим уязвимым местам. После серии ударов следует немедленный отход. Защита заключается в нанесении блокирующих ударов и зигзагообразных уходах с линии атаки с целью приблизиться к противнику, чтобы атаковать его при сближении локтями и коленями.
Основной элемент техники удава — вхождение в плотный контакт с противником, наступив ему на ногу или обвив ее своей ногой. После этого боец впивается зубами в шею или плечо противника и резким скручивающим движением корпуса и рук ломает ему шею, ногу или позвоночник.
Техника тигра применяется во время боя на мокрой земле или скользкой поверхности. Боец, стоящий на четвереньках, наносит из этого положения удары ногами по голени, колену и в пах противника.
Важной составной частью сэтья-хати-терате является система психотренинга, когда боец изгоняет страх из собственной психики и выводит противника из душевного равновесия, гипнотизируя его взглядом и устрашая леденящим душу криком.
К числу наиболее известных относятся яванские делима, будожа, чампака-пути, перисай-дири, перисай-сакти; суматранские атчех и бару, балийские бакти-негара и эка-сентоза. Их техника включает в себя разнообразные удары ногами и руками, локтями и коленями; сбивающие, блокирующие и отвлекающие движения руками; удушения и укусы, захваты и броски, болевые приемы.
К числу традиционного индонезийского оружия относятся крис (длинный кинжал с волнистым лезвием), писау (нож с широким клинком), паранг и голок (разновидности ножа типа мачете), келеванг (сабля), педанг (меч), тоя (длинная палка), пенчонг (короткая палка), томбак (копье), арит (серп).
На основе пенчак-силата и под влиянием южных стилей китайского ушу возникло боевое искусство Малайзии — берсилат. Берсилат также включает в себя бой голыми руками и бой с применением оружия.
Бой голыми руками разделяется на два варианта. Пулут — это ритуальные воинские пляски по типу китайских уу, своеобразные показательные выступления. Буах — это собственно искусство боя, основу техники которого составляют точечные удары, сочетающиеся с захватами, болевыми приемами и бросками.
Оружие берсилата представлено техникой коротких клинков, к которым прежде всего относятся крис, паранг и писау.
Китайские боевые искусства, практикуемые в Индонезии и Малайзии, обозначают термином “кун-тао” (“путь кулака”). За сто лет своего развития за пределами Китая кун-тао подвергалось влиянию местных единоборств, в первую очередь, пенчак-силата и берсилата. Среди основных стилей кун-тао — тхай-кек (оригинальная версия тайцзицюань), пен-хо (аналог китайского байхэцюань — стиля белого журавля), ков-кун, тхик-кун и другие.