Истинное каратэ



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира



Ката в каратэ как главный метод подготовки


Хотя техника «ТЭ» проста и надежна, но базируется она на 2-х важнейших компонентах: внезапность + дистанция. Только тогда она будет работать. И работать безотказно! Т.е. это узкоспециализированное оружие. Но надежное и безотказное. Такие вот противоречивые условия. Самый простой способ сделать «ТЭ» более универсальным (как мне представляется) – это дополнительные техники по работе на дистанции, позволяющие все ситуации сводить к одной-единственной: хикитэ+удар!

Выдумывать такие вещи можно и самим, но ведь вот у китайцев есть что-то, а ну-ка поДсмотрим… нам же много не надо… Вот только тут получилась одна неувязочка: приемов уже было больше одного и их надо было было выучить одинаково хорошо (запомним это!). Японцы это делали просто и незатейливо – последовательно, брали колличеством… А у китайцев был способ по-лучше: то, что стали называть ката.

3.1. Что такое ката

Ката, это основа, так скажем, «китайского» метода подготовки бойцов. Это наиболее высокий уровень мотодов подготовки к бою на сегодняшний день (хотя я могу не о всем знать). Ката, как и китайский прообраз – тао (далее формы) является главным средством передачи как технического багажа, так и т.н. «движка» стиля (школы). По сути дела – это «театральное представление», это «танец». Побывать в бою, почти настоящем, и причем относительно безопасно. И побывать не один раз. Прожить. Вот цель форм. Одиночное выполнение форм – это не норма, а вынужденное средство! Все формы подразумевают наличие 2-й линии, как в танцах, ее можно назвать «женской», это и будет – ИНЬ. Тогда как всем известные формы (одиночные) – это ЯН. Необходимо отметить, что «женская» линия, ИНЬ формы, могла содержать действия не только одного но и НЕСКОЛЬКИХ исполнителей, моделируя таким образом массовую драку – ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ или, для особо развитых школ – НЕСКОЛЬКО НА НЕСКОЛЬКО, для проработки навыков работы в группе.Или с оружием. Линия ИНЬ – это как бы тренажер из живых людей! Только в таком варианте формы работают с макимальным КПД. ИНЬ и ЯН. Они для этого и создавались. Вот только ИНЬская часть увы… сохранена не у всех…

3.2. История возникновения

Несомненно корни форм лежат в боевых танцах. Это было у разных народов, возникало стихийно и приоритета тут ни у кого нет. А вот уже как метод подготовки бойцов, формы вероятнее всего, развились в Китае. Очевидно, что простые, линейные формы, работы с одним противником доступны для широкой разработки, но вот более сложные и массовые… Тут уже нужна работа (и не на 1 месяц!) сплоченного коллектива специалистов, не занятых другими делами. Да, я намекаю на Шаолинь. Очень даже подходит. И результаты новой системы должны были проявиться качественно новым уровнем подготовки бойцов. Ну вроде так оно и было… Возможно легенда о «коридоре смерти и 18 бронзовых бойцах» - это намек на мастерскую форму «один на 18»? Позже осколки этой системы (или новые, но построенные по образу и подобию…) распространились в миру. И тут как раз и возникла (на этой основе) традиция «внутренних» учеников и передачи традиции Школы. Смотрите: линия ЯН – всем известна, она работает в бою, а вот ключик, заставляющий ее работать, линия ИНЬ доступен только мастеру и «внутренним» ученикам. Которые и «играют» во всех «спектаклях» за «врага». Именно эта линия, ИНЬ формы позволяет продолжить Школу. А иначе – человек драться по школе может, а научить других… увы. Это и есть «секретные» знания. Возможны и коммерческие мотивы: это ведь и средство заработка. И тут же и нравственные…

После разрушения Шаолиня самая целостная и комплексная система форм вероятно была утеряна, остались лишь отдельные фрагменты. Кстати – Сериндзи-кемпо, которое провозглашает себя наследником традиций Шаолиня, в тренировках использует т.н. гиваквэны  - парные комплексы на 20-30 и т.д. движений. И то, что сейчас существует в китайской опере (сцены сражений) – это, возможно, отголосок системы форм. (А может и ее прообраз?).

3.3. Отличие от традиционного метода подготовки.

Итак, в чем отличие ситемы форм (ката) от традиционного (последовательная проработка отдельных приемов)? По моему мнению в следующем:

1. Демонстрация и постановка «эталона» боя по школе.

Ученику сразу показывали «как надо драться» и потом, путем подражания уже увиденному, и поставленный в условия, когда «иначе нельзя» он вырабатывал у себя теже навыки.

2.      Равномерная проработка комплекса приемов

Все приемы комплекса закладывались в ученика одовременно. Сразу одним блоком. Равномерно и равнозначно. Что позволяло избежать схемы «три-четыре коронки и все».

3.      Отключение сознания

Путем многократного «прокручивания» формы после определенного времени сознание ученика отключалось, и он начинал работать на «автопилоте». Он уже ситуацию не анализировал, не обдумывал – вот и сокращение времени реакции в бою. Да и пустое сознание. Глаза не видят, а руки делают…

4.      Относительная безопасность при высокой степени приближения к реальному бою.

Все движения проработаны. На каждую атаку – защита. Связки идут в с полным вложением. Но травмы – это только следствие «невнимательности» ученика. Партнеры то классом по-выше. Да и начинать можно с медленной скорости и постепенно доводить ее до боевой.

5.      Тактическая подготовка если бой затягивался или противников несколько.

Тут все понятно. Моделирование в чистом виде.

6.      Возможность «взаимоподгонки» отдельных техник.

Техник много, и требуется выполнять их слитно и быстро, чтоб друг в друга «перетекали» - иначе не успеешь. Начинали медленно, мягко, потом ускорялись, усиливались.

7.      Навыки комбинирования и как следствие уменьшение времени подготовки.

Ну допустим – после каждой связки определенное добивание. Но это уже скорее работа «по заданию».

8.      Сохранение «авторских прав» на стиль

Обучить можно любого, а вот обучать смогут лишь те, кто получил «тайные знания», те кому мастер передал право наследования. И «внешние» ученики не смогут открывать свои школы: не смогут они научить, сами умея драться.

9.      Постановка обучения «на поток»

Имея подобную «сценическую группу» (можно и не одну) можно смело открывать «конвеер». После подготовительного этапа ученика «обкатать» конвеером до нужной кондиции.

Еще можно «насочинять», но и этого вроде хватит…

3.4. Роль ката в каратэ Окинавы. (или зачем Мияги и др. ездили в Китай)

Практически все признанные мастера каратэ на Окинаве имели в своем багаже обучение в Китае. Причем многие из них ездили в Китай уже научившись драться. И старались попасть в ту же школу, где учился их учитель. Или хотя бы в ту же местность. Зачем ездили? Моя версия, что за второй половинкой знания. ЯН линия форма у них была, а вот обкатать ее, или еще лучше – получить ИНЬ форму… И на Окинаве обучение в Китае приравнивалось как бы к высшему образованию в области боевого искусства. Те школы, которые не имели ИНЬ линии постепенно скатывались к «гимнастике» или «теряли свою сущность», превращаясь в небольшой набор «набитых» приемов. Вот почему ВСЕ окинавские мастера подчеркивали первичность ката а не кумитэ. Только так можно было передать СТИЛЬ. Кумитэ было уже проверкой усвоенности. Но никак не главным методом подготовки. И именно поэтому ката стремились передать как можно точнее: а вдруг встретится какому либо ученику ИНЬ линия.

3.5. Причины забвения

Я думаю их несколько:

1.      Уничтожение «наследников» школ: восстание ихетуаней (?), войны и в Китае и в Японии на рубеже ХХ в. и вторая мировая война унесли жизни многих мастеров, да еще и репрессии культурной революции.

2.      «Беззубое оружие» - см. раздел о тенике «ТЭ»

3.      Влияние японской традиции обучения.

4.      Преподавание боевых искусств  «НЕхранителями», а то и недоучившимися учениками.

5.      Сложность «реставрации» линии ИНЬ.