Да-цзе-шу

Взаимное влияние общества и сознания










Сейчас, в условиях продолжающегося уже более четырех десятилетий информационного взрыва с его телефонной, те­левизионной, газетной и компьютерной экспансией, мы видим, как постепенно происходит выравнивание информационных уровней в разных странах.



Раскрываются «секреты», причина существования кото­рых лишь в том, что информационный обмен был сильно зат­руднен. Это похоже на то, как изменились финансовые взаи­моотношения: при феодализме деньги выгодно было закапывать в кубышку, а капитализм сделал наиболее выгод­ным помещение средств в постоянный оборот. Сейчас храни­тель каких-либо секретов рискует попросту отстать от жизни, выпасть из ее круга, поскольку ничего не давая, не может и получать.



Информационный обмен захлестнул все сферы жизни об­щества, все сферы нашего сознания. Идет активное взаимопро­никновение капиталов, технологий и языков.



Но вместе с информационным обменов в нашу жизнь вор­вался и «информационный обман».



Человеческое восприятие сложилось не за один миллион лет эволюции и устроено так, что большая часть информации — около 80% — усваивается через зрение. Говорят же, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. При этом оно обладает одной древней особенностью — оно почти на те же 80% ПОДСОЗНАТЕЛЬНО. То есть, информация практичес­ки напрямую «впечатывается» в мозг, минуя всякие психоло­гические условные барьеры и табу. Эта программа предназна­чена для тех ситуаций, когда думать просто некогда, и идет из тех времен, когда думать было просто нечем. Язык, психоло­гию и правила поведения придумали гораздо позже.



Этот механизм работает сейчас таким же образом, но, по­лучая впечатления в основном из кино- и видеофильмов, прак­тически гипнотизирует нас, навязывая нам шаблоны оценки ситуаций и поведения в них. Защиты же от этого практически не существует — мы просто не успели ее создать.



Слуховое восприятие тоже подсознательно, но в гораздо меньшей степени: сообщения поступают уже в виде слов, мозг самостоятельно конструирует соответствующий образ, и уже тот воздействует на сознание слушателя.



Так многие тысячи лет старики рассказывали молодым (вот откуда извечная стариковская страсть к поучениям) слу­чаи из своей жизни, передавая и накапливая из поколения в поколение свой опыт. Здесь сложилась система защиты в виде интерпретаций и отбрасывания маловажных деталей в процес­се пересказа. К устному слову мы привыкли относиться кри­тически. К книге — записи слов — уже нет — начинается «зри­тельный гипноз», усугубленный психологической установкой на доверие печатному слову.



В книгах, а именно в беллетристике, и лежит корень всех проблем.



Не так давно — а именно в конце XVI— начале XVII ве­ков — снова стало модным читать для развлечения. Началась эпоха Просвещения.



 Веком позже модным стало писать Потом беллетристики разливался тем шире, чем большее количество людей обучалось грамоте. Как мы сами знаем, грамотный — не значит культурный. Большинство из новых читателей не отличались ни тонким вкусом, ни высокой культурой. В погоне за читателем литераторы в большинстве своем шли по уже проторенным дорогам одних и тех же сюжетов — невероятных, душещипательных — и именно поэтому таких захватывающих. И многие, уходя с головой в этот иллюзорный мир, уже не могли, да в большинстве своем и не хотели его покидать. Сервантес, рассказывая о похождении Дона Кихота, пре­дупреждал нас об этой «болезни» еще четыреста лет назад. Мы, как водится, посмеялись и забыли: ведь книг тогда было еще не так уж много.



Несчастный идальго не одинок — под влиянием беллет­ристики волнами проходили «эпидемии» моды на революционерство, на несчастную любовь, на самоубийства, на кокаин — почитайте бестселлеры прошлого и начала этого веков — увидите сами. Смешно? Но что может быть опаснее «книжной барышни» с револьвером в руке, желающей «бороться» за свои книжные идеалы?






Содержание раздела