Айкидо



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира






Уникальность айкидо


     

В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее  число  занимающихся,  чтобы  сохраниться  в  современное время.   Фактически,   некоторые   занимающиеся   айкидо  создали самостоятельные   школы,    пропагандирующие    "соревновательное айкидо".  Это  серьезное  дело,  поскольку  превращение  айкидо в другую  форму  современного  спорта  могло  бы  привести  к   его включению  в  национальные  спортивные  программы  и  в  будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.

      Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине:  задача  айкидо  -  сохранение  основ  будо  и  духовное развитие  боевого  искусства  в  соответствии  с первым принципом будо,  сформулированным Учителем  Уесиба:  постоянная  тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.

      Традиции будо  входят  в  полное  соответствие  с   идеалами Основателя  и  его  положением о Пути,  стремление к этому должно пересиливать  все   остальные   соображения.   Истинная   причина сохранения  айкидо  в  современном мире именно в его соответствии идеалам  Учителя  Уесиба,  несмотря  на   то,   что   люди   могут рассматривать  его  только  как  еще  одну форму искусства боевых единоборств.

      Уникальное положение,  занимаемое  айкидо и четко отделяющее его как от классического будо,  так и от его современных форм, не может  быть  правильно  понято  на  основе  сложившихся  у  людей стереотипов боевых искусств.  Этот факт,  как и  наличие  базовых форм и движений,  характерных только для айкидо,  может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.

      Рано или  поздно  все  занимающиеся  задают вопрос "Что есть айкидо?".  Даже опытные ученики затрудняются дать  прямой  ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или настроены скептически,  у них  появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп:

      Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения   определенных   представлений   о    боевых    искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по айкидо,  они по существу  оказываются разочарованы,   поскольку   ожидают   демонстрации  грубой  силы, единоборства,  насилия и  даже  смертельных  приемов.  С  первого взгляда  айкидо  с  его  красивыми  плавными  движениями  кажется ненасильственным  и  даже  пассивным.   Часто   раздаются   такие комментарии как:  " Все кажется заранее запланированным и похожим на балет",  "в движениях нет переломного момента,  высшей точки", "в  критической  ситуации это было бы неэффективно",  и т.д.  Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в  основном от  молодых,  ищущих острых ощущений победы и завоевания,  или от тех,  чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.

      Во вторую группу входят те,  кто познакомился с современными формами боевых искусств,  особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования.  Их критические высказывания  разнообразны:  "Почему  в  айкидо  нет  турниров на звание чемпиона,  как в дзюдо,  карате  и  кендо?".  "Почему  оно ограничено  показательными  выступлениями,  даже  одно из которых производит  очень   сильное   впечатление?"   "Из-за   отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников".  " Без соревнований никто не  будет  серьезно  заниматься и тренироваться".  Опять же,  эти критические высказывания понятны,  поскольку люди хотят видеть  у кого лучше техника и кто сильнее.

      Еще один наивный,  но часто задаваемый вопрос это: "Может ли тот,  кто  изучил  айкидо,  выиграть  схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны,  они показывают игнорирование  основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств:  тренировки духа.  Если  человек, неспособный  к  самовоспитанию,  хочет  показать  свою физическую силу,  и занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то  его  попросят уйти.  Без реальных занятий айкидо,  включающих терпение и овладение  опытом,  попытки  ответить  на  возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.

      Реальные занятия айкидо - это  единственный  способ  постичь его   значение   и   получить   какие-либо   явные   или  неявные преимущества.  Для  большинства  занимающихся  айкидо  характерен такой  процесс  -  начав  с  сомнений  и  вопросов,  приступив  к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и  сущность айкидо.  Затем  они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и,  наконец,  в какой-то мере познают его бездонную глубину.  Тот кто  прошел  этот  процесс  познает  некоторые стороны айкидо как уникального боевого искусства.

      Во-первых, он   будет   удивлен.   Несмотря   на   кажущуюся "мягкость"  на  показательных  выступлениях,   оно   может   быть действительно "жестким",  резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и  прямыми  ударами  (atemi).  В  противоположность возможным   представлениям,   оно  включает  некоторые  удушающие приемы,  в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.

      Затем, он будет поражен,  узнав насколько,  даже  на  уровне новичка,  сложно  овладеть базовой техникой и движениями,  такими как  страховки  при  падении  (ukemi),   правильное   определение расстояния  (ma-ai),  вход  (irimi)  и  другие  движения  корпуса (tai-sabaki).  Фактически все тело,  не  только  руки  или  ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться,  причем в движениях должны  быть  скорость,  размах  и  мощность.  Для  того,   чтобы выполнять  движения  быстро  и  мягко,  требуется  очень  высокая степень концентрации и  свободы  сознания,  сбалансированность  и рефлекторность движений.

      Он осознает также  значение  регуляции  дыхания,  включающей нечто  большее,  чем нормализацию дыхания - связь с энергией ki . Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения  и действия  и дает непрерывный поток движения.  Более того,  как мы увидим  далее,  оно  непосредственно   связано   с   философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба.

      Наконец, по мере совершенствования  ученика  будет  удивлять бесконечное   количество   приемов   с   разными   вариациями   и применением,  отличающихся   рациональностью   и   экономичностью движений.  Только  после  овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной.  И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого искусства.

      Короче говоря,  только  реальные  занятия  айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо -  постоянная  тренировка тела  и  разума  ка  основной  путь  духовного развития человека. Только тогда можно  полностью  понять  отказ  от  соревнований  и турниров  и  пользу  показательных  выступлений,  цель  которых - показать процесс  постоянной  тренировки,  а  не  утвердить  свою личность.