Айкидо



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира






Радость занятий 4


      Эти два защитных движения,  которые  могут  быть  найдены  в классическом будо,  основаны на древнем принципе ин и янь. Айкидо использует  этот  принцип  во   многих   видах   техники.   Чтобы проиллюстрировать  применение  ин  и  янь  в  боевых  искусствах, приведем два  примера,  относящиеся  к  джиу-джитсу  и  искусству работы  с мечом.  Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито:

      "Kito означает  подъем  и  падение.  Подъем - это форма янь. Падение - это форма ин.  Победа достигается за  счет  возврата  в янь, и также за счет возврата к ин."

      Смысл этого  объясняется  в   комментарии,   известном   под названием Densho chushaku, следующим образом:

      "Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь,  побеждайте за счет ин. Виды техники, которым учат в школе Кито,  основаны на ин и янь.  Хотя в  ответ  на  движения противника возможны самые разные другие действия,  в единоборстве они бесполезны.  Сведение своих действий и техникам ин и янь дает гарантию победы".

      В соответствии с этим объяснением,  стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному использованию ин и янь, нападения  и  защиты,  в  зависимость  от  движений   противника: использование янь против его ин и ин против его янь.

      В руководствах по древнему искусству работы с мечом  принцип ин  и  янь  был использован применительно к стойкам с мечом,  как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki:

      "В школе  Наганума  Джикишинкаге  учат  в стойке держать меч высоко,  что выражает форму янь внутри янь.  В школе Итто мы учим держать   меч   низко,  что  основано  на  форме  ин.  Когда  янь используется  внутри  янь,  оно  опускается  к   ин.   Когда   ин используется в ин,  оно хорошо работает,  становясь янь.  В школе Мунен взяли среднее между  ин  и  янь,  обучая  стойке  с  мечом, направленным  вперед  и указывающим в глаза противника,  с легким разворотом рук вправо".

      Разные школы  будо  по-разному  понимают  ин  и янь,  но все интерпретации  основаны   на   базовых   философских   идеях   из классических  трудов китайских мыслителей.  В качестве заключения мы можем процитировать отрывок из "Книги перемен":

      "В древние  времена священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни.  Они  установили  Тао  Неба, назвав  его  ин  и  янь.  Они  установили  Тао Земли,  назвав его устойчивостью и ростом.  Они установили Тао Человека,  назвав его человеческими чувствами и действиями.  Создав эти три стихии, они удвоили их.  Поэтому,  знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий".

      Коротко говоря,  вселенная состоит  из  трех  стихий:  Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и  янь,  устойчивости  и  роста, человеческих   чувств  и  действий.  Это  значит,  что  когда  мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы соединяется  с  Тао.  Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао.

      Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного  осознания  на  практике  этот  принцип   дает   нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно  воплощаются  в  движениях  omote  и  ura,  а  основное значение  имеет  постижение  человеком  Пути  и  связанной  с ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.