Направляя движения противника
Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники айкидо. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (tai-sabaki) следует помнить, что сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.
Например, хотя айкидо учит жесткой технике, такой как прямые удары (atemi) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создает визуальное впечатление плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приемов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приемы айкидо можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счет того что движения в айкидо круговые в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.
По существу, то, что было раньше жесткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать айкидо как утонченное искусство.
Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в айкидо развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айкидо родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как : " Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакое оружие? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам будо, что можно считать наиболее рациональным путем достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"
Принцип и использование кругового вращения как базы айкидо были найдены Учителем Уесиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель занимался разными видами джиу-джитсу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству владения мечом в школе Синкаге.
Неудовлетворенный тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на безе философии nen добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического джиу-джитсу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий - жесткого был использован Учителем Уесиба в его понимании айкидо, но с существенным отличием. В древнем джиу-джитсу учили: "когда вас толкают - тяните, когда тянут - толкайте вперед" . С учетом сферичности движений в айкидо это звучит:"когда вас толкают разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением. " Это значит, что в ответ на движния противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести противника смещается и теряя центр он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.
На языке айкидо этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как tai-sabaki, базовая техника которых - это вход, или, точнее irimi-issoku - "вход одним шагом", основанный на принципе кругового движения.Из положения hanmi лицом к лицу с противником, при его движении вперед нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так называемый "мертвый угол" - shikaku. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счет которой собственный центр подавляет центр противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищенную точку тела противника (atemi), но при достаточно высоком уровне подготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как irimi-nage, irimi-tenkan, irimi-otoshi).
Как я уже отметил, irimi - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации чтобы изменить соотношение сил в свою пользу нужно выполнять вход, полностью используя энергию ki для смещения центра противника. Любой ценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара Здесь есть и другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим ученикам.
Если irimi представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей будо, то правильные движения корпуса, tai-sabaki, символизируют воплощение основных черт айкидо в движении, ведущим к гармонии динамической сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся вселенной.
Движения корпуса в айкидо основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки. Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счет техники идущей от центра - изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений айкидо можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ki, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесет ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.
Занимающийся айкидо на тренировках основное внимание отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип айкидо путем постоянной тренировки. При движении он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр и и когда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно считать, хотя, возможно, ученик этого полностью не осознает, что достигнуто соединение системы ki-разум-тело и вселенной.
Содержание раздела