Айкидо
Сайт интим досуга ryazan-dosug.com



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира






Направляя движения противника


         Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники айкидо. Рассматривая движения корпуса, основанные на   вращении  и  поворотах  (tai-sabaki)  следует  помнить,  что сферическое движение и вращение - это альфа и  омега  тренировки. Эта   установка   на   динамическую   сферу  получила  интересные продолжения в разных направлениях.

      Например, хотя айкидо учит жесткой технике, такой как прямые удары (atemi) и болевые захваты кисти,  взятой из древних  боевых искусств,   упор   на   круговое   движение   создает  визуальное впечатление плавного  балетного  танца,  тонкого  и  деликатного. Более  того,  хотя рисунок многих приемов имеет вид широкой арки, как например,  при броске противника,  опускании его на землю или следовании  его  движениям,  приемы  айкидо  можно  проводить и в ограниченном пространстве.  Это  достигается  за  счет  того  что движения  в  айкидо круговые в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств,  в  которых  прямые удары, направленные вперед или назад дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.

      По существу,  то,  что  было раньше жесткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения  и  техника, требовавшая большого пространства,  уместилась в небольшую сферу. Это,  возможно,  одно  из  оснований,  позволяющих  рассматривать айкидо как утонченное искусство.

      Нужно обязательно  отметить,  что  сферическое  движение   в айкидо  развивалось  не  для очищения искусства и не для создания пассивной  системы  защиты.  Реальная  цель  была  позитивной   и агрессивной:   превзойти   и  подавить  силу  противника.  Айкидо родилось из споров по поводу ответов  на  такие  жизненно  важные вопросы  как  :  " Что мне делать при нападении кого-то физически более  сильного,  чем  я?  Как  я  могу  победить  противника  не используя  никакое  оружие?  Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя  верность  основам  будо,  что можно    считать    наиболее    рациональным   путем   достижения превосходства над противником?  Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"

      Принцип и  использование  кругового вращения как базы айкидо были найдены Учителем Уесиба  в  ответ  на  эти  вопросы  и  были разработаны   им   как   современный  вызов  традиционным  боевым искусствам.  Основатель  занимался  разными  видами  джиу-джитсу, такими  как  школы  Кито  и  Дайто,  и  учился древнему искусству владения мечом в школе Синкаге.

      Неудовлетворенный тем,   чему   научился,   он   на   основе интенсивной тренировки на безе философии nen  добился  свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении.  Принцип классического джиу-джитсу,  по которому мягкий побеждает грубого, а  гибкий  -  жесткого  был  использован  Учителем  Уесиба  в его понимании  айкидо,  но  с  существенным   отличием.   В   древнем джиу-джитсу  учили:  "когда  вас толкают - тяните,  когда тянут - толкайте вперед" .  С учетом сферичности движений  в  айкидо  это звучит:"когда вас толкают разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением.  " Это значит, что в  ответ  на  движния  противника  нужно  двигаться  по кругу,  а движение  по  кругу  позволяет  сохранить  стабилизировать  центр тяжести,  создавая устойчивую ось вращения.  Одновременно,  центр тяжести противника смещается и теряя центр он теряет и свою  силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.

      На языке  айкидо  этот  момент  связывают   в   основном   с движениями корпуса,  включающими вращение и повороты,  известными как tai-sabaki,  базовая техника которых - это вход,  или, точнее irimi-issoku   -  "вход  одним  шагом",  основанный  на  принципе кругового движения.Из положения hanmi лицом к лицу с противником, при  его движении вперед нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет,  находящийся вне его  поля  зрения  -  так  называемый "мертвый  угол"  -  shikaku.  Ключевой  момент  здесь  -  быстрая уверенная работа ног, за счет которой собственный центр подавляет центр  противника.  Базовая  техника входа предусматривает удар в незащищенную точку тела противника  (atemi),  но  при  достаточно высоком  уровне подготовки  могут  выполняться  и различные другие движения (такие, как irimi-nage, irimi-tenkan, irimi-otoshi).

      Как я  уже  отметил,  irimi  - это базовый элемент кругового движения,  основное   значение   в   котором   имеет   сохранение устойчивого  положения  собственного  центра тяжести.  В реальной ситуации чтобы  изменить  соотношение  сил  в  свою  пользу  нужно выполнять  вход,  полностью  используя  энергию  ki  для смещения центра противника.  Любой ценой следует избегать малейших колебаний при  входе  в  момент  прямого  удара  Здесь есть и другие важные моменты,  но поскольку в этой книге  не  предусмотрено  детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим ученикам.

      Если irimi представляет собой  выражение  в  технике  боевых искусств  характерных  особенностей будо,  то правильные движения корпуса,  tai-sabaki,  символизируют  воплощение  основных   черт айкидо   в   движении,  ведущим  к  гармонии  динамической  сферы. Безусловно,  техника движений корпуса  основывается  на  духовном единстве  с  системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся вселенной.

      Движения корпуса  в  айкидо  основаны  на принципе кругового движения.  Точно так же,  как в случае сферы,  центр  устойчив  и движение   исходит  из  этой  неподвижной  точки. Это  сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную  силу за  счет  техники  идущей  от  центра  - изящной,  но наполненной бесконечной  энергией.  Для  объяснения  движений  айкидо   можно привлечь   законы   физики,   например,  понятия  центробежной  и центростремительной силы,  но присущая им красота достигается  на основе  единства  ki,  разума  и  тела.  Поскольку  они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесет  ничего нового в наше понимания и,  тем более,  не повысит мастерство.

      Занимающийся айкидо   на   тренировках   основное   внимание отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в  свою  работу базовый принцип айкидо путем постоянной тренировки. При движении он или она становится  подобен  крутящемуся  волчку, имеющему устойчивый центр и и когда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто,  то можно считать, хотя, возможно, ученик  этого  полностью  не осознает,  что достигнуто соединение системы ki-разум-тело и вселенной.