Айкидо

теории пяти стихий Дерево 




      В теории пяти стихий Дерево  и  Огонь  относятся  к  светлой стороне  ki,  металл и вода - к темной стороне ki,  а Земля,  как считают,  находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут  быть  предсказаны  по  приливам  и отливам,  гармоничной и антагонистической работе пяти стихий.  В Книге  Перемен  сплошная линия ( ) символизирует янь,  а пунктирная линия (---) - ин, и их разные   сочетания   образуют    восемь    тройных    комбинаций, соответствующих состояниям созидания,  чувствительности, под`ема, нежности,  опустошения,  нервозности,  спокойствия и радости. Для целей  предсказания  они  могут  быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений.  В более  широком  смысле,  принцип  ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.

      Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию  в период  правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан.  Впоследствии на  его  интерпретацию  повлияло внесение  буддизма,  распространявшегося из Индии через Китай,  в частности концепции предопределения по карме.

      Более важно,   что   идея  ki  соединялась  с  естественными взглядами на  природу,  и  она  стала  воспринимался  как  сила, отвечающая за все циклические процессы роста,  увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев.  Возникли многие  сложные  слова, непосредственно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии - yo-ki,  восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия -   sei-ki,   и  т.д.  Она  была  также  отождествлена  с  мощной демонической  силой,  контролирующей   любовь   и   ненависть   в межличностных отношениях, и была включена в магическо- религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".

      Наиболее резкие изменения в трактовке и  применении  понятия ki начали проявляться с развитием класса самураев начиная с конца периода Хейан.  Процесс продолжался в периоды  правления  династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу  смерти  на поле боя,  понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki,  решительность - gen-ki и мужество - yu-ki. Они были  также  знакомы  с  понятиями  равномерности  -  hei  -ki  и накопления энергии -  shu-ki,  в  основе  которых  лежит  энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.

      Во время периода правления династии Токугава,  когда  Япония получила  300  лет  относительно мирного существования,  возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания  теоретической основы  искусства  владения  мечом с тем,  чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности.  В результате этих дискуссий сформировалась  логичная  теоретическая  концепция  ki,  а  также взгляды на ее философские и  духовные  возможности.  В  последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.

       Напрмер, в известном  труде  по  классическому  джиу джитсу, которое  тесно связано с современным дзюдо и имеет черты сходства с айкидо,  мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho chushaku, труду школы Кито: "Kito означает подъем и падение. Подъем соответствует форме ин, а падение - форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет ин, побеждайте за  счет  янь.  Когда  суть  врага янь,  побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума,  ритмичность  в  сочетании  силы  и гибкости  показывает  мастерство  техники.  Наша школа учит,  что уничтожить чью-то силу и победить  врага  его  собственной  силой можно за счет ki.  Тот,  кто отрицает значение силы, действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует  ki  достигает  того,  что  сила  врага  обращается  в противоположную сторону и он падает за счет нее сам.  В этом суть победы  над  врагом  с  использованием  его собственной силы.  Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счет этого слабый побеждает сильного."

      Чтобы проиллюстрировать значение ki в  искусстве  работы  с мечом,   мы   процитируем   следующие   высказывания,  выражающие определенные точки зрения: " Возможность победы зависит от ki. Внимательно следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней,  вы как бы держите  перед  собой возможность  победы.  В дзен в этом случае говорят о "возможности проявления дзен".  Возможность победы дает ki, которая спрятана и открыто не проявляется (Heiho kaden sho).

      "Во всех областях,  связанных с искусством,  в том  числе  с боевыми   искусствами,   превосходство  определяет  тренировка  и практическая работа,  но истинное  совершенство  зависит  от  ki. Величие  Неба и Земли,  сияние Солнца и Луны,  смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в системе ин и янь.  Их тонкое действие нельзя описать словами,  но оно вселяет во все сущее жизнь через  посредство  ki.  Ki  -  это зарождение  жизни,  и когда ki покидает форму,  наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)".

      Теперь давайте  перейдем  к  пониманию  ki  на основе учения Учителя Уесиба.  Его взгляд на  ki,  сформировавшийся  на  основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был сформулирован образным  языком.  Иногда  трудно  понять  основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki.  Два его положения о ki следующие:

      "На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овладевал его  внутренними  секретами,  но я также понял даже более великую истину.  То есть, когда я на основе будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной.

      На основе тонкой работы ki мы достигаем  гармонии  разума  и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ki расстроится,  в мире наступит распад,  а во вселенной -  хаос. Гармония  сочетания системы ki-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире."







Содержание раздела