Айкидо



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира






Гармонизация ki


         В последние  годы  очень  сильно  возрос  интерес  к древней концепции ki,  хотя в большинстве случаев  ее  философские  корни игнорируются.  Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так  и  безличная,  конкретная  и   абстрактная;   это   основная созидательная  энергия  или  сила  жизни,  пересекающая  время  и пространство.  Далее мы подробнее разберем значение ki,  а сейчас зададимся  вопросом  о значении этого необычного интереса.  Я верю, что он отражает глубокую нехватку  в  современной  жизни  некоего главного  жизненного  компонента,  несущей энергию силы,  которая может объяснить смысл и основу существования.

      За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом   судьба  современного  человека.  В  глубине  материального благополучия,  искусственных удобств  и  массовой  бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия - признаков распространяющейся по  миру  болезни.  Более,  чем  когда-либо  в истории,  мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего.  Одно из последствий  поисков  решения  этой  задачи  - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из  аспектов   которого   -   открытие   ki   как   общей   части восточноазиатских   духовных   концепций.  Это  явление  частично объясняет интерес Запада к айкидо,  название  которого  буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.

      Потребность в более полных знаниях  о  ki  стала  очевидной, когда  я  посетил  центры  айкидо в разных странах.  Например,  в сентябре  1978  г.  я  путешествовал  по  Бразилии,  Аргентине  и Уругваю.  Я  очень  хорошо помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права  и  судьи  центрального  суда  штата  Сан-Паулу, который тогда говорил:

      "Как человек,  который сидит на скамье и судит других людей, я   был  неудовлетворен  самоуверенностью  и  материалистическими склонностями,  которые находил в себе.  Я поступил в  бразильскую школу  Айкикай  когда  осознал,  что  айкидо как боевое искусство выражает сущность  японской  культуры.  Занимаясь  айкидо,  я  не только  решил  свои внутренние проблемы,  но и открыл ki,  основу человеческого духа,  спрятанную под  покровом  моей  личности.  Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек".

      Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо,  который состоялся в Париже в конце сентября  - начале  октября  1980  г.  президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: "Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой   высокоразвитую  форму  боевого  искусства  и  благородное выражение  японской  культуры  и  духовности  может  быть  хорошо принято  в  Европе  с  ее  высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства.  В качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая постепенно теряет духовную основу того,  что считается человеческим.  Я всем сердцем  приветствую  эту  удачную  встречу айкидо и современного Запада.

      Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности,  очень приятно  слышать  о  его международном  признании.  Но  мы не должны ограничиваться только проявлениями радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах,  в том, чтобы удовлетворить ожидания людей во всем мире. К этой ответственности нельзя относится легко.

      Одна из  наших  основных  проблем  - то,  что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни,  и наблюдается не только у новичков,  мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или  неправильно  понять  тонкости  айкидо.  И  тренеры и ученики должны  посвятить  себя  истинному  совершенствованию  искусства, проникновению   в   его   глубины,   преодолению   препятствий  и представлению   его   в   чистом   виде.   Иначе,   разочарование заинтересованных   людей  будет  глубоким  и  необратимым.  Такая возможность представляется реальной как для  Японии,  так  и  для других стран,  где айкидо быстро развивается.  Если рассматривать технику айкидо,  проблемы будут невелики,  но  с  философскими  и духовными   аспектами  айкидо  дело  обстоит  совсем  по-другому. Реальные проблемы  появятся,  если  мы  не  восстановим  принципы обучения,  заложенные  Основателем  и не объясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.

      Сущность айкидо  как духовного пути основана на ki - мировой энергии,  которая лежит  также  в  основе  каждого  человеческого существа,  ожидая  понимания  и  освобождения.  В  то  время  как концепция ki  заложена  мыслителями  древнего  Китая  -  Лао-цзы, Чуанг-цзы,  Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием , она не ограничена  их  трудами,  поскольку  менялась  в  процессе исторического  развития.  Трактовка понятия ki приобретала разные оттенки и нюансы в разных сферах культуры и в  разные  временные периоды существования восточноазиатской цивилизации.  Принесенная в Японию,  эта концепция в  сочетании  с  национально-этническими представлениями  сформировала  четкий  взгляд  на мир,  включающий трактовку  природы,  жизни,  смерти  и  др.  Исходная   идея   ki сформировалась  как  метафизический  принцип  в нескольких школах китайских мыслителей.  Ki считалась, например, основным принципом гармонии,  и  источником  созидательной энергии,  проявляющейся в форме  ин  и  янь  (Лао-цзы),  жизненным   содержанием   живущего (Хуайман-цзы),  жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций),  движущей силой,  пронизывающей все сущее (Куан-цзы).

      Термин ki  никогда  не  был  четко  определен.  Иногда   она приравнивалась  к  чистому  пространству  (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы),  в других случаях - к созидательной  энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы).  Она рассматривалась некоторыми философами  как  двойственный  принцип,  определяющий   структуру вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki усиливался, становясь Землей,  и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и янь,  темноты и света,  на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.