Психотехника рукопашной схватки

Корейские боевые искусства на современном этапе


Вся совокупность боевых искусств Кореи, как древних, так и современных, определяется термином “квонбоп”. Следует признать, что на процесс их формирования и развития решающее влияние оказала китайская традиция, в частности, философские принципы конфуцианства (хварандо), методы чань-буддийской медитации (пульмудо), шаолиньские боевые искусства (орёнквон и соримквон) и методики работы с внутренней энергией даосских монахов (юсуль). В то же время существовали и чисто национальные техники работы руками и ногами (субакги, тхэккён). Поэтому при характеристике корейских боевых искусств не следует впадать в две крайности: напрочь отрицать их национальные корни и определять как полностью заимствованные, с одной стороны, и придумывать им тысячелетнюю самобытную историю, с другой стороны, как это делают некоторые корейские авторы.

В соответствии с китайской традицией в развитии корейских воинских искусств немаловажную роль играло духовное и эстетическое начало. Так, элитное хварандо, практиковавшееся гвардией корейских королей, сочетало в себе комплекс боевых единоборств с искусством стрельбы из лука, занятия фехтованием с конными тренировками, упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах.

К началу ХХ века многие национальные виды единоборств пришли в упадок, что было обусловлено постепенной утратой Кореей государственной независимости. Тем не менее, приемы тэккён и субакги сохранились в народной среде, постепенно происходила их интеграция с японскими боевыми искусствами, привнесенными в Корею в период ее оккупации Японией (1904—1945), — так зарождались хапкидо и тхэквондо.

Хапкидо, получившее в современной Корее статус национального искусства, было создано в 20-е—40-е годы ХХ века в Японии корейцем Чхве (Чой) Ён Солем, объединившим технику ног ¾ субак с искусством школы дайто-рю айки-дзюцу и традициями использования внутренней энергии корейского юсуль, носившего тогда название кидо (“путь энергии”). Философия хапкидо схожа с принципами создававшегося приблизительно в тот же период времени айкидо. Понятие духа хапкидо включает в себя преданность родине, почитание родителей и старших, сохранение веры и долга, но принципы непричинения вреда нападающему здесь отсутствуют, поэтому хапкидо представляет собой своеобразный сплав мягкости и твердости.

В названиях айкидо и хапкидо есть общее начало: “ки” обозначает внутреннюю духовную энергию человека, а “до” — путь к вершинам мастерства, к постижению истины. В то же время “хап” (объединение) можно понимать как единство духа и тела или как сочетание самих приемов из различных систем восточных единоборств.

В Южной Корее создана Международная федерация хапкидо, возглавляемая Мён Джэ Намом, но за пределами Корейского полуострова это боевое искусство развивается главным образом в США и России. Мён Гван Сик стал основателем Всемирной федерации хапкидо, штаб-квартира которой располагается в США, а пропагандистом хапкидо на российской земле был В.Д. Цой, при активном участии которого в начале 90-х годов на базе Санкт-Петербургской федерации с согласия Всекорейской ассоциации была создана еще одна Международная федерация хапкидо — одна из самых молодых в ряду аналогичных федераций по различным видам восточных единоборств.

Куксульвон, школы которого появились в 70-е годы ХХ века, как и хапкидо, имеет статус национального искусства. Более того, именно так переводится само название единоборства. Техника куксульвон ненамного отличается от арсенала хапкидо — те же удары ногой по верхнему уровню, захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Создатель куксульвон Со Ин Хёк по политическим соображениям в 1975 году переехал из Южной Кореи в США, где в Сан-Франциско основал Всемирную ассоциацию куксуль.

Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире является тхэквондо (таэквондо), появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо — Куккивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами, характерные для тхэккён, и элементы каратэ. Не случайно тхэквондо переводится как “путь руки и ноги”. Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным.

На сегодня существуют две международные федерации тхэквондо — ITF и WTF, но разница между ними обусловлена в основном политическими мотивами: первая признается в Северной Корее, а вторая — в Южной. Формальное различие между стилями заключается в неодинаковой транскрипции названий (таэквондо и тхэквондо), несовпадающих базовых комплексах, ритуалах и терминологии, но суть боевого искусства остается при этом неизменной.

Штаб-квартира ITF переведена генералом Чхве (Чой) Хон Хи в Торонто, но эта федерация не пользуется большим авторитетом в мире, несмотря на то, что возглавляет ее создатель боевого искусства. WTF, возглавляемая Ким Ун Ёном, имеет филиалы в 118 странах мира, по ее правилам проводятся все крупнейшие международные турниры.

Следует отметить, что признание тхэквондо унифицированным корейским национальным боевым искусством, являющимся квинтэссенцией всех существовавших в прошлом национальных видов единоборств, ведет к ущемлению и преследованию мастеров и школ, не вписывающихся в официальную политику государств как на Севере, так и на Юге. Именно этим обусловлена массовая эмиграция корейских мастеров, главным образом в США, где создаются новые стили и направления, оформляются федерации, придающие себе статус международных. В качестве примера можно привести боевое искусство чойквандо, созданное в 1987 году учеником Чхве (Чой) Хон Хи мастером Чой Кван Ё, покинувшим ITF. Оно пользуется определенной популярностью в англоязычных странах (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии), создана международная федерация чойквандо со штаб-квартирой в штате Джорджия (США). В С.-Петербурге также создан Российский национальный центр чойквандо.

В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств — вонхвадо (“путь полной гармонии”), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо — американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук. Оно положено в основу так называемых объединённых боевых искусств (UMA), штаб-квартира которых находится в Нью-Йорке. UMA имеют свою религиозно-философскую основу, а боевое искусство — всего лишь средство ее реализации. Все теоретические построения UMA базируются на религиозной основе церкви Единения мирового христианства, основатель и глава которой Сан Мён Мун провозгласил себя живым богом.

 Из международных федераций, пропагандирующих и развивающих традиционные корейские виды боевых искусств, отметим Европейский союз хварандо, объединяющий поклонников искусства средневековой корейской воинской элиты из Германии, Дании и Польши.

 




Содержание раздела