Курс самозащиты без оружия «Самбо»

Нервная система



НЕРВНАЯ СИСТЕМА



Головной и спинной мозг образует так называемую нервную систему. Посредством органов чувств она воспринимает все впечатления из внешнего мира и побуждает мышцы производить те или иные движения. Головной мозг служит органом мышления и обладает способностью направлять произвольные движения (высшая нервная деятельность). Спинной мозг заведует непроизвольными и автоматическими движениями.

В виде белых шнуров, нервы, выходящие из головного и спинного мозга, разветвляются подобно кровеносным сосудам по всему телу. Эти нити связывают центры с нервными концевыми аппаратами, заложенными в различных тканях: в коже, мышцах и в раз-личных органах. Большая часть нервов — смешанные, т. е. состоят из чувствующих и двигательных волокон. Первые воспринимают впечатления и направляют их к центральной нервной системе, вторые передают импульсы, исходящие из центральной нервной системы к мышцам, органам и т. д., тем самым заставляя их сокращаться и действовать.

Одновременно нервная система, имея связь с внешним миром, также устанавливает связь и с внутренними органами и поддерживает их согласованную работу. В связи с этим разберем общее понятие о рефлексе.

Для движения тех или иных частей тела необходимо участие очень многих мышц. При этом не только определенные мышцы участвуют в движении, но каждая мышца должна развить лишь строго определенную силу движения. Всем этим ведает центральная нервная система. Прежде всего от нее по двигательным нервам к мышцам всегда идут ответы на раздражение (рефлекс), а по чувствительным — в головной и спинной мозг. Поэтому мышцы даже в спокойном состоянии находятся в некотором напряжении.

Если в какой-либо мышце, например к сгибателю, посылается приказание согнуть сустав — одновременно посылается раздражение и к антагонисту (противоположно-действующей мышце) — разгибателю, но уже не возбуждающего, а тормозящего характера. В результате чего сгибатель сокращается и разгибатель расслабляется(тонус его уменьшается). Это все обеспечивает согласованность (координацию) движения мышц.

Когда мы рассматриваем оси того или иного сустава, важно помнить, что через этот сустав перебрасываются мышцы той или иной силы, так как в суставе не будет движения, если мышцы не будут перебрасываться через него. Если мы хотим (согнуть) вращать сустав вокруг своей оси, мы должны преодолеть всю силу тех мышц, которые препятствуют сгибанию и разгибанию. Конечно, нам такое движение не выгодно, потому что приходится при попытке вращать сустав тратить много своих сил на сгибание, чтобы полностью преодолеть препятствие антагонистов. Тогда мы движение (сгибание, вращение) производим под углом к той оси, которая имеется у данного сустава.

Углы между направленными силами и осями в суставах могут быть разные, смотря какой орган человеческого тела мы предполагаем вращать (сгибать или разгибать).

Расчет угла зависит от умения, тренировки, мышечного ощущения того или иного борца и чем меньше борец будет ощущать этот угол (вращение, сгибание, разгибание и т. д.), тем хуже будет получаться самый прием. Но эмпирически (опытно) известно правило, что как только угол, образованный между осями суставов и направленными силами для производства сгибания, будет меньше или больше 45°, то сопротивление мышц увеличивается. Причина этого явления — в анатомическом строении мышц.

При угле, подходящем к 45°, работа имеющихся антагонистов1 (всегда) ослаблена или, за недостатком своей собственной силы (поперечное сечение мышечных волокон), дает небольшое сопротивление, как только угол перешел за 45°, тотчас включаются дополнительно антагонисты, которые мешают движению и как только угол уменьшается меньше 45°, то включаются антагонисты, прямо действующие в тормозящем смысле на данное движение. Кроме того, все мышцы в человеческом теле, в особенности на конечностях, расположены относительно параллельно основным костям.

Если на одной стороне человеческого органа есть сгибатели, сгибающие сустав, то обязательно, как правило, есть антагонисты-расгибатели, которые расположены по другую сторону сустава.

Мы знаем, что, смотря по строению сустава, если сустав имеет две или три взаимно перпендикулярные оси, то имеются приводящие или отводящие мышцы, которые, в свою очередь, почти всегда слабее разгибателей и сгибателей (хотя бы по своему поперечному сечению и длине мышечных волокон). Угол смещения, вращения и сгибания всегда направлен к осям разгибателей, они-то и дают сильное сопротивление при прямом сгибании; но как только сгибание начинается под углом, то разгибатели, как основная преграда (а если происходит другое движение, то сгибатели), выключаются, или, вернее, менее начинают препятствовать данному движению; тогда начинают действовать более слабые мышцы. Это — приводящие или отводящие. Часто волевые качества человека, хорошо развитые рефлексы, придают такую силу отводящим и приводящим мышцам, что весь вышеуказанный расчет опрокидывается и победы при данном случае мы не получаем. Каков вывод? Тренер должен тренировать своего ученика в сторону быстрого и неожиданного проделывания того или иного приема.

1 Противодействующие.

Чем быстрее будет сделан прием, чем больше будет ускорение, тем быстрее будет увеличиваться скорость проделывания приема.

Поэтому быстрота проделывания приема зависит от тренировки психических качеств борца. Борец, если ему будем сгибать руку в кисти, скорее мобилизует нервную систему при прямом действии на разгибатель. Но если мы будем действовать под углом, то тогда трудно будет мобилизовать быстро нервную систему для приказания всему телу уйти от опасности. И даже в том случае, если тренированный организм успеет включиться и дать распоряжение об устранении опасности, то нужна колоссальная сила второстепенных мышц, чтобы помочь выйти из затруднительного положения.

Физическая культура, в особенности «Самбо», развивает не только мышечный и костный аппараты, но и влияет в положительном смысле на развитие высшей нервной деятельности человека. Физическая культура и «Самбо» вырабатывают: силу, быстроту и выносливость, отвагу, силу воли, ловкость, находчивость, решимость и инициативу.

При анализе психологической структуры двигательного аппарата проф. Рудик в своем реферате «Психологическая характеристика физических упражнений» (журнал «Теория и практика физической культуры» № 3, 1939 г.) указывает, что двигательный акт в нашем случае (приемы в борьбе «Самбо», их тренировка) слагается из трех сторон одного же процесса.

«1. Рефлекторные действия, характерными особенностями которых являются:

«Однократный характер действия, обусловленность его внешними раздражениями, ответом на которые является неосознанность выполнения. Примером таких действий могут служить различные защитные движения, специально изучаемые в таких видах физической культуры, как бокс, борьба, фехтование и др.

2. Автоматические действия, отличающиеся также неосознанностью выполнения, как и рефлекторные, но имеющие не однократный, а цикличный характер. Они состоят из большего или меньшего числа повторений одного и того же цикла движений, причем отдельные циклы взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Примером таких действий могут служить: бег, ходьба, лазание, поскоки и т. п. Вырабатываемые в процессе длительной тренировки, эти упражнения обусловливают способность владения собственным телом в связи с выполнением различных сложных задач, встающих перед спортсменом в его спортивной практике.

3. Движения типа реакций, отличающихся наибольшей сложностью, включающие в себя рефлекторные и автоматические действия, но выполняемые сознательно, т. е. при наличии представления о цели действия и о средствах, необходимых для достижения поставленной цели.

В физических упражнениях эти действия принимают участие в самых разнообразных формах: при решении отдельных тактических задач, в различных спортивных играх, при выполнении отдельных приемов в боксе и фехтовании, при преодолении определенных препятствий и т. д.

Для правильного понимания психологических особенностей отдельных физических упражнений большое значение имеет анализ структуры процесса реакции, а именно, различение в этой структуре трех моментов: 1) сенсорного, связанного с восприятием сигнала раздражения, 2) центрального, состоящего в осознании воспринятого раздражения, и в выборе средств, в намечении плана действия и 3) моторного, состоящего в посылке двигательного импульса в связи с принятым решением или выбранным планом действия. Особо важное значение приобретают две стороны в процессе реакции: скорость самого процесса реакции и затрата большей или меньшей энергии для выполнения двигательного акта. В основе различных физических упражнений лежит развивающаяся в процессе тренировки способность соразмерить как величину энергии, так и скорость реакции в связи с поставленной в данном упражнении задачей.

В основе различных физических упражнений могут лежать различные психологические механизмы (с точки зрения структуры двигательного акта), в связи с чем отдельные виды физических упражнений развивают по преимуществу определенные механизмы. На основании анализа психологической структуры физических упражнений проф. Рудик приходит к выводу, что и такие отдельные качества, развиваемые физической культурой, как сила, выносливость, скорость, ловкость, решительность и др., в различных видах физических упражнений имеют различную психологическую структуру. Так, например, сила при подъеме штанги находится в связи с максимальной затратой энергии в моторном моменте процесса реакции, сила же в боксе определяется в большем числе случаев скоростью процесса реакции. Выносливость в беге на дальние дистанции обусловлена ритмичностью и координированностью автоматических действий, составляющих бег; нарушения ритма и слаженности движения в этом случае вызывают резкое снижение выносливости. В таких же видах физической культуры, как футбол, бокс, фехтование и др., для которых характерна резкая смена движений и ритма, выносливость определяется развитой способностью к экономной, соразмерной трате энергии при выполнении отдельных движений.

Все это приводит нас к выводу, что только тренировка в разнообразных видах физических упражнений, отличающихся различием структур, обусловливающих их психологические процессы, можетвыработать у спортсмена требуемые качества во всей их сложности и многозначимости.

Если эти теоретические выкладки применить в тренировке по «Самбо», то мы получим такой же положительный результат, как и при тренировке в других видах физических упражнений.




Содержание раздела