Да-цзе-шу



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира



Комбинирование движений


осуществляется после ос­воения отдельных действий до их естественности. Соединять движения нужно сперва последовательно, как в традиционных стилях, потом выполнять их одновременно, а потом превра­щать их в единые связки наложением «внахлест». При движении стараться не допускать препятствий и остановок, следить за тем, чтобы одно движение как бы усиливало и. разгоняло другое, но не терять контроль над ними. Соединяйте не толь­ко руки с руками, но и руки с ногами, помните: основа Да-цзе-шу — это множественные асинхронные атаки на нескольких направлениях сразу. Придерживайтесь правил «бей, чем бли­же» и «бей короче», старайтесь вложить в удар или рывок все тело. Если за рукой не стоит вес тела — удар вряд ли будет эффективным.

ПРАКТИКА И ЗАНЯТИЯ

Между понятиями, которые составляют название этой главы, нет ничего общего. Само понятие «заниматься», то есть «занимать себя» го»вор»ит о том, что оно относится к делу, задачей которого является некое использование лишнего вре­мени, развлечение. Боевыми искусствами «занимаются» в Аме­рике и Европе великовозрастные дети, напяливающие на себя костюм ниндзя на часик-другой между баночкой пива и мани­кюрным кабинетом или телевизором. Заниматься можно ры­балкой, раз в год обметая паутину с охапки удочек и покупая пару новых. Это выглядит так же жалко, как пятидесятилет­ний подагрический бухгалтер, решивший на обеденном пере­рыве поиграть в индейцев, раскрасив себе лицо чернилами.

«Индейцы» тратят собственное и чужое время на дело, которое им совсем не нужно. Они прекрасно обойдутся и без боевых искусств. Нужно только купить газовый баллончик — это выйдет гораздо дешевле, а для здоровья делать по утрам зарядку совершенно бесплатно. Использовать же «для поддер­жания формы» боевые искусства — это все равно, что пахать огород на танке. Зачем?

О «поддержании формы» говорят, как правило, те, кто ее никогда не имел, либо те, кто ее уже потерял, ибо самолет держится в воздухе лишь настолько, насколько он летит. Если вы не можете найти время утром и вечером для ежедневной тренировки — бросайте это «занятие» с чистой совестью, ибо оно вам совершенно не нужно. Лучше посмотрите кикбоксинг по телевизору. Искать время для дыхания вам нужно? А для еды?

Овладеть боевым искусством можно только при условии постоянной, круглосуточной практики. При этом вам совсем не понадобится искать для этого время. Лучше отжиматься от пола один раз каждый час, чем дважды в неделю — тысячу раз. Самоизнасилование не даст вам ничего — вы просто бу­дете чувствовать стойкую ненависть к спортзалу.

Практиковать необходимо круглые сутки. Это значит осознавать, чувствовать себя в состоянии бойца каждую ми­нуту. Если вы хотите сделать движение — например, открыть дверь или взять соль, — используйте для этого подходящее боевое движение. Это не значит, что нужно ходить в стойке и брать ложку ногой. Осознание заключается в том, что вы мыс­ленно отмечаете момент, когда движение-элемент проявляет­ся само по себе, и постоянно находитесь в ожидании этого про­явления. Не пытайтесь заставить себя — просто ждите. Не делать лишних движений, бесполезной обузой повисающих на основном, — это и есть основное требование любого боевого искусства и самая основная практика.

Не забегайте вперед — это все равно, что начинать пост­ройку дома с крыши. Пока вы точно не усвоили урок, пока выполнение движения не/ приносит вам удовольствия — не идите дальше. Для этого даже мало выучить книгу наизусть.

Выучить наизусть — это всего лишь «посадить» знание в свою почву. Если семя не прорастет — значит, незачем ждать плодов. Изобразите движение заново, наполните его своим смыслом, придумайте что-то новое на его основе — это и бу­дет знаком того, что «знание» прорастет в «умение» — это пер­вые зеленые листочки на пересаженном деревце. Оно приня­лось — значит будут и плоды. Если вы всего лишь запомнили или заучили движение — в бою оно вряд ли проявится — ведь мышление будет отключено. Умственная память будет отклю­чена. Даже мышечная память не сработает — ведь в бою необ­ходимо совершить новое движение, а не воспроизвести старое. Я до сих пор открываю новые нюансы в двух движениях, ко­торым один из моих учителей обучил меня пять лет назад. И все время появляются новые листья, побеги и плоды. Если не поленитесь прорастить в себе основы движения, вы потом, пользуясь ими, как ключом, расшифруете любой прием любо­го стиля — но не забывайте, что прием, например, айкидо в вашем исполнении будет выглядеть несколько иначе, чем это­го требуют каноны айкидо, — но это не в коей мере не должно повредить его эффективности. Чем бы вы ни занимались — вы будете нести в себе свое искусство. Вот что значит — про­растить в себе Знание.

Практикуйте в удовольствие. Самоизнасилование, подоб­ное тому, что встречается во многих школах каратэ и шаолиньского у-шу, для внутренних стилей не годится.

Добивайтесь полного овладения движением. Если вам не­обходимо подумать, прежде чем сделать его, — значит вы еще не полностью овладели им. Кстати, понаблюдайте сами — если движение проявляется спонтанно, как естественная реакция, оно, как правило, быстрее, легче и красивее, чем сделанное специально.

Будьте терпеливы. Если вы не запасетесь этим, самым глав­ным качеством, вам вряд ли удастся достичь чего-либо. Тот, кто тянет всходы, чтобы они росли быстрее, рискует остаться без урожая.

Если вы ежедневно будете бить кулаком в стену один раз, то через месяц сможете ударить пять раз, через год — сто раз, через десять лет — тысячу раз. Если вы будете сра­зу пытаться бить по пять раз, вы разобьете кулак и броси­те это дело. Запомните: слона нельзя съесть сразу — это получится только постепенно. Обычная наша ошибка зак­лючается в том, что мы или пытаемся раз и навсегда разде­латься с проблемой, либо пытаемся себе доказать, что «есть еще порох в пороховницах», и, переусердствовав в начале, на корню губим все дело. Нагрузки должны быть постоян­ны, нагрузки должны быть регулярны, нагрузки должны возрастать в геометрической прогрессии; сперва вы долж­ны просто дать телу понять, что вы от него хотите, а по­том вы сами почувствуете время, когда пора поднимать планку. Мы всегда спешим, как будто делаем это в после­дний раз — подсознательно желая этого. Только в кино ученик, придя к учителю, через десять минут уже работает с ним в паре, а в следующем кадре учитель говорит: «Все, теперь ты ниндзя». Красиво, но нереально: нельзя родить ребенка через пять минут.

Если вы хотите добиться чего-либо, никогда не выде­ляйте для этого время специально, а просто тренируйтесь при каждой возможности. Повторяйте упорно, раз за разом, комплекс самовозобновляющихся простых движений — и, рано или поздно, вы неожиданно для себя вдруг обнаружи­те способы их сочетания и применения, откроете в них ог­ромную мощь и скорость. Вы с легкостью будете побеждать любого противника, даже не задумываясь о сути выполняе­мых техник. Но прежде чем начать шить, любая, даже самая талантливая швея, должна научиться вдевать нитку в игол­ку. Не спешите — и скорость придет. Не перенапрягайтесь — придет и сила. Не стремитесь познать искусство — по­знайте себя, ибо нет искусства выше, чем просто оставаться собой в любой ситуации. Практика отличается от занятий, как ходьба отличается от шага, — вы никогда не научитесь ходить, изучая шаги. Сколько видов шагов вы знаете? Глу­пый вопрос — вы просто практикуете ходьбу.

Занимаясь, вы можете неплохо знать каратэ. Но если вы практикуете, то вы просто умеет классно драться, и, если это имеет внешний вид каратэ, вам от этого не будет ни жарко, ни холодно.

Ничего, что у коровы шесть ног, — лишь бы давала моло­ко, и поэтому:

1. Не забегайте вперед, открывайте следующую страницу тогда, когда с чистой совестью сможете вырвать и выбросить первую.

2. Практикуйте в удовольствие, не насилуйте себя, но — при первой возможности. День без работы — день без еды.

3. Добивайтесь полного овладения движением. Если оно не происходит правильно и своевременно, само собой — зна­чить, оно еще не ваше.

4. Разложите каждый прием на элементарные, простейшие движения, как будто вы пытаетесь объяснить их парализован­ному идиоту, — и будьте настолько же терпеливы в работе с собой, насколько это было бы необходимо в работе с ним.

5. Соединяя движения заново, не спеша и не напрягаясь, добивайтесь того, чтобы прием получался единым движени­ем, из любого положения и с любой стороны. Попробуйте со­брать свой прием из знакомых движений. Учитесь не зависеть от приема.

6. Как можно чаще читайте эту главу.


[1] Агашин Ф.К. Биомеханика ударного движения. М., Наука, 1977.

[2] Притча 1. Один громила, который занимался тем, что снимал по ночам шубы с прохожих, жаловался своему знакомому: «Вышел давеча я на промысел, смотрю: идет дамочка, вокруг вроде никого, — только со­брался брать, как она сама ко мне навстречу кидается. «Ах, как хорошо, что я вас встретила, мне тут страшно одной, тут, говорят, грабители по ночам орудуют, а мне на другой конец города идти, помогите, ради Бога, я вас очень прошу!» И все такое прочее... и так, покуда я ее до самого дома не довел. Там она в подъезд впорхнула, только я ее и видел. Даль­ше я сама, мол... А я только плюнул с досады. Такая хорошая шуба была. И что со мной стало, ума не приложу. А главное, столько времени впус­тую потерял».

Притча 2. Рассказ хулигана, «...и тут он меня хватает — крепкий му­жик, самбист, наверное... и ну руки крутить. А я ноги поджал, наземь шлеп­нулся и ору как резаный: «Ой, дяденька, не надо, ой прости!» Он меня отпустил, поднимает за шиворот. «Ты чего, мол, как баба?..» А я ему с правой и со всей силы —в пятак, аж плечо заныло. Он только хрюкнул от неожиданности. Снова сверху навалился, подмял, а я: «Ой ногу, ногу! От­пусти, больно!!!» Он и отпустил — на «автомате», посмотреть, что там со мной, а я ему снова — на пятак — тут он и вырубился. И слава Богу — я кулак вдребезги раздолбал, третий раз уже не вышло бы...»

[3] Эту область можно точно определить, держа перед собой крышку от большой кастрюли. Если вы смотрите в центр крышки, то ее окруж­ность приблизительно соответствует контуру поля сознательного воспри­ятия (рис. 62).

[4] Современная психология разделяет людей по трем типам воспри­ятии: осязанию, слуху и зрению. Например, человек— «осязатель» более интересуется тем, из какой ткани сшит костюм, чем тем, насколько он моден. Эти люди любят свои старые вещи, занашивают их практически до дыр, с большой неохотой одеваются в новое. Крошки в постели для них источник ужасных душевных мук. «Зритель» спокойно надевает на тело колючий свитер или синтетическую майку, может ходить в любую жару застегнутым на все пуговицы и как сорока падок на все «блестящее», спо­койно может есть пирожное в постели, но способен поссориться с челове­ком из-за того, что у него слишком яркий галстук. «Слухач» же не поймет ни того, ни другого. Он только спросит: «Зачем весь этот шум?»

[5] Таким образом вы не даете ему диктовать вам условия игры в «кош­ки-мышки», в которую он уже играет и собирается пригласить вас. Он, конечно, «кошка», и, следовательно, вы тут же станете «мышкой», как только он вам об этом объявит. Не дайте ему это сделать, сыграйте в свою — «псих в курятнике».