Айкидо



  На главную
  200 школ Востока и Запада
  Путь руки. Вид рукопашного боя
  Кулачное дело на Великой Руси
  Да-цзе-шу
  Тайная сила внутри нас
  Руководство по джиу-джитцу
  Техника самозащиты «чой»
  Трактат о женской самообороне
  Боевые искусства Японии
  Борьба самбо
  Курс самозащиты «Самбо»
  Рукопашный бой обучение технике
  Айкидо
  Каратэ-до: мой жизненный путь
  Истинное каратэ
  Психотехника рукопашной схватки
  Секретные боевые искусства мира






Интернационализация и традиция


      Просматривая газеты  после  возвращения  в  Японию,  я нашел статью в Nihon Keizai Shimbun (30 сентября 1980 г.) в которой,  в частности, говорилось: "Значительный интерес к боевым искусствам Японии поистине достоин удивления.   Сначала   это   касалось  только  дзюдо,  но  сейчас повсеместно появляются школы каратэ и айкидо,  занятия в  которых привлекают множество и простых людей и интеллектуалов.  Начиная с сегодняшнего для в течение  5  дней  (30  сентября-4  октября)  в Париже  состоится  конгресс  Международной  Федерации  айкидо.  В конгрессе участвуют делегаты из 40 стран Европы, Северной и Южной Америки,  Юго-Восточной  Азии и других районов.  На показательных выступлениях,  которые будут проведены на 3-ий день,  ожидается 5 тыс. зрителей.

      Почему Японское будо столь популярно?  Что касается  айкидо, то это не соревновательный спорт, выявляющий победителей, и все - пожилые  люди,  старики,  женщины,  дети  могут  в  полной   мере заниматься им,  что привлекает всех, кто стремится к занятиям для здоровья. Однако, более важно то, что айкидо воспитывает этикет и правильное  поведение,  чего  нет  в  западных  видах  спорта,  и основано на мистической восточной технике, полностью использующей тело и разум.

      Секрет экономического успеха Японии в том что,  касается  ли дело  электроники  или  машиностроения,  ставится  цель овладения базовой техникой, и вносить что-то новое начинают только после ее полного  усвоения.  Этот  принцип основывается на духе гармонии и содружества,   известном   как   ai-ki. Мы   надеемся,   что   эти существенные  моменты  будут  переданы  жителям Запада на встрече Международной Федерации Айкидо.  Однако,  японцы должны  помнить, что гордыня может способствовать падению."

      Я подумал,  что  журналист  очень   точно   прокомментировал интерес  Запада  к  айкидо.  Я  сам долгое время чувствовал,  что наиболее  привлекательна  установка  на  "этикет   и   правильное поведение",   поскольку,   по   моим   впечатлениям,  большинство занимающихся айкидо имеет правильные представления  об  этикете  и поведении,  а  также  о  том,  что  называют  "тайнами  Востока". Конечно,  не каждый достигает этого уровня. Существуют различия в системах культуры, и общее восприятие таких понятий как выражения сущности айкидо может быть лучше у мыслящих учеников-японцев.  Но я могу смело сказать, что среди представителей Запада встречается те,  чей интерес к духовным вопросам будо выше чем  в  среднем  у занимающихся айкидо японцев.

      Среди занимающихся айкидо  французов  много  людей,  глубоко заинтересованных в тренировке дзен,  которые рассматривали айкидо как динамическое проявление дзен. В Англии студенты  и  выпускники Оксфорда,  Кембриджа  и  других  университетов  проявляли большое одобрение идеалов айкидо,  выражающихся в его взгляде на мир и на соединение  тела и разума.  Многие ученики,  которых я встречал в США,  ищут  в  айкидо  тренировки  способов  самовыражения,  а  в Германии некоторые видят в айкидо суть японской культуры и считают что  оно  поможет  преодолеть  недостатки  западной  цивилизации. Недавно резко возрос интерес к айкидо в юго-восточной Азии. Одной из причин,  похоже,  была вера в то,  что экономическому расцвету Японии   способствовало  укрепление  духа,  даваемое  будо;  этот феномен вызвал зависть и интерес.

      Эти выводы  о  причинах интереса людей разных стран к айкидо основаны только на моих личных  впечатлениях,  это  не  результат объективного анализа. В действительности, я должен был достаточно хорошо  уловить  причины  этого  интереса,  и  в  моих   выводах, сформировавшихся на основе бесед с иностранцами в Hombu Dojo и во время моих поездок за рубеж, должна быть доля истины.

      Мне представляется,  что  многие  входят  в ворота айкидо не простым,  а достаточно сложным  путем.  Это  значит,  что  многие попадают   под   впечатление   духовности  Японии,  выражаемой  в кооперации и гармонии,  и они идут в айкидо,  которое оказывается наилучшим  символом этого.  Начав заниматься они сразу улавливают принцип единства тела и разума, природы и вселенной, и продолжают заниматься айкидо всю жизнь.

     Такой подход  к  айкидо  приводит  к  высокоинтеллектуальному восприятию его сути.  Возможно,  это связано с тем, что на Западе айкидо привлекает преимущественно образованных,  думающих людей и за  счет  своего  интеллекта  они  воспринимают  айкидо  и  в его особенности  -  высшем  выражении  духовности  Японии,  и  в  его универсальности - красоте и рациональности движений.

      Будущее айкидо обеспечено пока все занимающиеся, как японцы, так и иностранцы будут продолжать серьезно заниматься,  делая при этом упор на духовное развитие.  Если эти задачи будут выполнены, то все мы сможем улучшить мир для себя и своих детей. Ибо в этом, в конце концов, цель истинного будо.